«…Июль 2014. Эвакуация детей Донецкого дома малютки в Мариуполь. Рано утром в ленте Яндекса первая новость – расстрел автобуса с детьми. Телефон разрывается, звонят коллеги, сотрудники министерств, чтобы понять, что произошло, кто рыдает, кто говорит шепотом… Я не видела утром эту новость. Детей мы вывезли с 3-ей попытки и поздно ночью они были в Мариуполе живыми и здоровыми», – вспоминает на своей странице в соцсети сотрудница благотворительного фонда об эвакуации детей из зоны боевых действий на Донбассе в 2014 году.
«Прошло 7 лет. Пытаюсь забыть, что произошло со мной и моими детьми, думаю, что так мне будет легче, но страх не уходит до сих пор…», – отозвалась в комментариях невольная участница этих событий, мама-воспитатель Татьяна Савченко.
– Сразу отвечу на вопрос: всех, кого вывозили много тысяч раз, мы привезли живыми, дети у нас ни разу не пострадали, – рассказала Дарья Касьянова, в 2014-м году работавшая куратором программы «Сиротству – нет!» благотворительного Фонда «Развитие Украины», который занимался вывозом детей из зоны боевых действий. – Украина 30 лет назад (7 февраля 1991 – авт.) ратифицировала Конвенцию ООН по правам детей, 39 пункт которой гласит, что государство должно предпринять все меры для того, чтобы защитить детей, пострадавших от войны. Фонд, где я тогда работала – не государственная организация, но сотрудничал с государственными структурами, содействуя выполнению этой задачи.Выезд на мирную территорию эвакуируемых был бесплатным. Эвакуация, а часто и временное размещение для семей с детьми осуществлялось за средства учредителя Фонда. С мая по декабрь 2014 года усилиями Фонда на мирные территории Украины было эвакуировано порядка 50 тысяч мирных жителей, из них почти 15 тысяч – дети.Организовывать и координировать потоки беженцев нам помогали волонтеры и общественные организации, пасторы и прихожане церквей.
Практически все волонтеры, занимавшиеся эвакуацией, не раз побывали под обстрелом. В частности, когда эвакуировали из Горловского роддома беременных и рожениц, которые только что родили. К счастью, никто не пострадал. Представители «ЛДНР» (боевики непризнанных «квазиреспублик», поддержавшие российскую агрессию – авт.) не хотели, чтобы детей вывозили на мирную территорию Украины, поэтому мешали эвакуации, автобусы с детьми иногда по нескольку дней не могли отправиться в путь. Волонтерам грозили «подвалом» (выражение «отправить на подвал» означает незаконное задержание, а возможно, и длительное удержание под охраной боевиков «ЛДНР» с избиением и пытками – авт.) и даже расстрелом.
Мы по не с первого раза смогли эвакуировать детей из многих учреждений. Например, с третьей попытки, после долгих переговоров, представители «ДНР» разрешили выдвинуться в Мариуполь автобусам с воспитанниками Дома ребенка «Малютка» в Донецке, где содержались дети от грудничков до 4 лет и в основном с врожденными патологиями. Возраст «до пяти» – а это вообще самый сложный возраст для эвакуации – эти дети, особенно воспитывающиеся не в семье, еще не разговаривают. Их приходилось «подписывать».
Случалось, что наших пассажиров – мужчин и подростков – боевики высаживали из транспорта и заставляли рыть окопы: как-то вывели отца многодетной семьи и двух его старших сыновей, которых мы вывозили из зоны боевых действий в Харьков. Аналогичный случай произошел в Краснодоне на Луганщине. Пару часов наши пассажиры копали землю, а весь автобус, в том числе маленькие дети, ждали, пока задержанных отпустят. А транспорт трудно было найти. Люди боялись ехать – боялись и обстрелов, и запрета вывозить детей – боевики могли отнять транспорт, а самого водителя задержать. Зная это, жены некоторых водителей даже отбирали у мужей ключи и документы от машин…
Опасения были не напрасны: бывало, что транспорт отбирали, а водителей-волонтеров задерживали: «Нашего прихожанина Геннадия Лысенко остановили на блокпосту «ДНР». Пассажиров, которых он как раз вывозил из города, выгнали из микроавтобуса, а самого Геннадия отвезли в подвал здания СБУ. Три дня его держали связанным, с заклеенными скотчем глазами, обвиняли в том, что он якобы помогает украинской армии, грозились расстрелять. Отпустили со словами: «Твоя жизнь в обмен на твой автомобиль. Но ты должен немедленно покинуть город… Четверых моих братьев из дружественной нам церкви «Преображение Господне» убили», – писал на своей странице в соцсети в то время упомянутый пастор церкви «Добрая весть» Петр Дудник.
Тогда же Петр Дудник на своей странице в соцсети, поделился своими выводами о том, зачем боевики срывают эвакуацию людей на подконтрольные территории Украины: «Луганск практически заблокирован для эвакуации людей в другие регионы Украины. Все дороги, которые находят волонтеры, перекапывают, минируют, волонтеры исчезают. Голод, страх и бессилие. Нужно спасать людей. Где коридоры? Складывается нехорошая картинка: когда люди не могут выехать в Украину, а в Россию длинная очередь на эвакуацию. И это может быть воспринято как возможность для введения войск соседней страны… Тогда это война. Я хочу мира».
– Боевики постоянно писали в своих СМИ, что мы «похищаем» детей с мамами, обманным путем вывозим на территорию Украины, где детей «порежут на органы», а их мам отправят в трудовое или сексуальное рабство, – рассказывал о вывозе мам с детьми из оккупированных районов Луганской области Евгений Каплин, председатель гуманитарной миссии «Пролиска» (г. Харьков), который также организовывал вывоз людей из зоны боевых действий и с оккупированных территорий ( в 2014-2015 в большей степени «Пролиска» работала по Славянскому району Донецкой области и в целом по Луганской области – авт.). – Мы вывозили из зоны боевых действий, из оккупации и с обстреливаемых прифронтовых территорий многодетные семьи, мам с детьми и стариков до весны 2015 года исключительно по их просьбам и бесплатно Тех, кому некуда было ехать, временно размещали на турбазе «Ромашка» под Харьковом. Нашему транспорту очень часто боевики не давали выехать, чаще всего приходилось эвакуировать людей тайно. В марте 2015 года наш автобус, который направлялся на оккупированную территорию Луганской области за мамами с детьми, сопровождала журналистка российской «Новой газеты» и волонтер российского благотворительного фонда «Предание» Виктория Ивлева. Ей мы вручили списки выезжающих. Надеялись, что боевики «ЛНР» (незаконное военизированное формирование «Луганская народная республика», действующее на захваченной территории Луганской области – авт.) вряд ли посмеют схватить, поскольку она является гражданкой РФ. Однако, 17 марта 2015 года Викторию Ивлеву, которая до этого несколько раз проезжала на оккупированные территории беспрепятственно, в тот день все же захватили люди в форме с нашивками «Всевеликого войска Донского» (российские казаки, поддержавшие оккупантов – авт.). Забрали у нее ценные вещи и списки желающих покинуть захваченные территории. Затем Ивлеву отпустили.
Автобусы, прибывшие за беженцами в Дебальцево, были расстреляны
Как мы уже упоминали, гуманитарных коридоров для эвакуации из зоны боевых действий никто не создавал, поэтому транспорт с людьми, вывозивший мирных жителей, не раз попадал под обстрелы. А эвакуировать семьи с детьми и просто желающих из охваченных боевыми действиями районов Донбасса волонтерам https://tribun.com.ua/87205 приходилось и зимой 2014-2015гг – например из окруженного российскими войсками Дебальцево (с 19 февраля 2015 года город оккупирован – авт.). Первого февраля 2019 года были обстреляны три коммунальных автобуса, которые приехали из Киева — забрать людей из окруженного войсками РФ города. В ходе обстрела пострадали девять человек, в том числе 16-летняя девочка, которую с осколком в шее доставили в больницу Харькова. Был также ранен один водитель автобуса, закрывший своим телом двоих детей, другой водитель получил ранение, вытаскивая напарника.
Однако в транспорт, оставшийся без стекол, все же погрузили и увезли на мирную территорию почти 300 человек!
… Зачем вам все это знать? Для того, чтобы все понимали, что случае прихода «русского мира» к вам в дом, дети сразу же станут заложниками «спасителей» и орудием пропаганды. Даже очень маленькие дети, которые еще не умеют говорить…
О том, как на захваченных территориях Донбасса в 2014-2015 году развернулась борьба за детей, читайте в наших публикациях:
Украинских детей похищали и увозили в Россию
Похищение детей из Луганска. Два автобуса с малышами продержали на жаре 9 часов
Летом-2014 года детей из Славянска в Крыму никто не ждал
Обговорення post