В мае 2014 года первой прогремела история с вывозом 175 детей из охваченного боевыми действиями города Славянска в Донецкой области, сопровождавшаяся фейками в российских СМИ. Оздоровить детей в Крыму жителям Славянска предложил депутат Славянского горсовета Анатолий Хмелевой, поддержавший группировку «Стрелкова» (сотрудника ФСБ РФ Игоря Гиркина – авт.), оккупировавшую Славянск 12 апреля 2014 года, тогда он был первым секретарем городского комитета Коммунистической партии Украины Славянска.
Хмелевой пообещал детям 30-дневный отдых в Крыму. Родители 148 детей, которые попали в эту группу, были рады такому предложению: по словам тогдашней начальницы отдела семьи и молодежи Славянского горсовета Татьяны Деревянко, весной 2014-го в горсовет поступило 1,5 тысячи обращений, с просьбой оздоровить детей. На то время в Славянске проживали 5 тысяч дошкольников и 12 тысяч детей от 6 до 17 лет. Чиновница также сообщила со ссылкой на Хмелевого, что проезд детей в Крым взялись оплатить некие российские спонсоры, а проживание в «Артеке» – власти Крыма, который 16 марта 2014 года уже был аннексирован Россией. В итоге, отдых обернулся для детей вынужденным скитанием по Крыму.
Родители детей рассказали, как это было. 25 мая 2014 года на пяти автобусах детей отправили из Славянска на железнодорожную станцию в Дебальцево (город тогда был оккупирован – авт.), где они, по словам Хмелевого, должны были сесть на поезд в Симферополь, откуда их собрались забрать автобусами. В Крым отправились две группы детей. Одна из 148 детей и 25 сопровождающих, которую позвал в Крым коммунист Анатолий Хмелевой. Другая – из 27 детей – спортсменов и 10 сопровождающих их взрослых была приглашена крымским меценатом, который ежегодно оплачивал 30-дневный отдых в Крыму группе юных спортсменов из Славянска. Но и отдых детей из спортивной секции летом-2014 пошел не по плану.
Лишь спустя пять дней, обе группы детей были размещены на молодежной базе отдыха в поселке Песчаное Бахчисарайского района Крыма, где и пробыли до самого освобождения Славянска (город вернулся под контроль Украины 5 июля 2015 года – авт.). Но сначала детям пришлось попутешествовать.
Следить за их перемещением по территории, которая не контролировалась Украиной, украинские власти возможности не имели: “К руководству АТО не поступало ни одного запроса от самопровозглашенных властей Славянска по обеспечению безопасных условий для перемещения детей. По последней информация, автобусы с детьми видели на блокпосту сепаратистов на выезде из Славянска. Где сейчас дети, неизвестно”, – заявил 30 мая 2014 года Владислав Селезнев, пресс-офицер медиа-центра АТО (антитеррористическая операция – авт.).
– В то лето наших детей в Крыму не ждали! – рассказала СМИ еще в 2014-м году мать двоих подростков, выезжавших в Крым в составе спортивной группы (собеседница согласилась пообщаться инкогнито – авт.). – Детей, которых Хмелевой послал в «Артек», в лагерь вообще не пустили. Нашу группу пустили. Но спустя пять дней, всех детей сфотографировали в артековской форме и… выпроводили из лагеря, сказав, что их пребывание тут не запланировано.
Затем нашу спортивную группу перевезли на турбазу под Феодосией, на следующий день – в Алушту, где они болтались весь день, пока взрослые решали, что с ними делать. Лишь 31 мая дети попали в Песчаное, где уже была размещена группа из 148 славянских детей. Я ездила в Песчаное, чтобы убедится, что с моими детьми, все в порядке. Все 175 детей вернулись в Славянск уже после освобождения города. За время пребывания в Крыму я узнала о том, что передвижение наших детей постоянно сопровождалось скандальной информацией в российских СМИ…
Так и есть. Едва дети из Славянска прибыли в Крым, как в российских СМИ появились сообщения о том, что автобусы с детьми обстреляли украинские военные. Такое заявление сделала некая Наталья, представительница «ополченцев» Славянска (незаконных вооруженных формирований – авт.), и на следующий же день сама опровергла свои слова.
Заместитель генерального директора «Артека» (куда 148 детей из Славянска не пропустили) Михаил Косых, заявил «РИА Новости», что детей из Славянска, которых якобы просили принять «народные губернаторы Донецка и Луганска» (сепаратисты – авт.), не пустили в «Артек», потому что не было дано такой команды руководству лагеря, но, мол, если велят, принимать и размещать детей из зоны боевых действий на Донбассе, то их по всем здравницам Крыма расселят – заверил М. Косых. Он же заявил, что детей из Славянска определили в санаторий в поселке Форос.
В тот же день в российских СМИ появились сообщения о том, что в санаторий в Форосе детей из Славянска не пустили якобы по личному распоряжению владельца санатория.
Сообщение о том, что украинский бизнесмен не пустил в санаторий в Форосе, вызвало у российских телезрителей очередной приступ ненависти к украинцам: «Ничего, мы обязательно победим… И все лидеры хунты (так в российских СМИ стали в 2014 году называть законную власть Украины – авт.) и их приспешники будут висеть на березах за все совершенные ими злодеяния!», – писали в комментариях к этому сообщению. На волне возмущения некоторые комментаторы собирались вступить в «ополчение Донбасса» (незаконное вооруженное формирование – авт.) и защищать «русскоязычных детей от украинских карателей» (так в российском информационном поле с 2014 года называют украинскую армию – авт.).
Тут же в российских СМИ сообщили, что детей приняли в лагере «Радость» в поселке Любимовка под Севастополем: В этом же сайте появилось и официальное заявление начальника отдела организации пожаротушения ГУ МЧС (Главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям – авт.) России в Крыму Алексея Гусева о пребывании детей из Славянска в Любимовке: «На месте был выставлен боевой расчет, работала психологическая группа Главного управления МЧС по Севастополю, спасатели помогли занести вещи детей». Но и там дети не задержались.
Спустя пару дней, родители детей, которые были отправлены в Крым с подачи коммуниста Хмелевого (группа 148 детей – авт.), и наконец-то осели на молодежной базе отдыха в Песчаном, заявили, что в Форосе они вообще… НЕ БЫЛИ! А в Любимовке только переночевали.
– Не были мы в Форосе, – рассказывала тогда мама, сопровождавшая своего ребенка в группе, которую направил в Крым Хмелевой (женщина согласилась пообщаться на условиях анонимности – авт.). Даже не знаю, как там санаторий называется и кому он принадлежит. И до отъезда, и в пути нам никто не говорил о том, что мы поедем в Форос. Нам обещали «Артек». Но привезли в Любимовку уже почти ночью. В санаторий пустили с черного хода, дали ужин и ночлег, а утром – завтрак, после нас выпроводили также – через задний двор.Никаких сотрудников МЧС РФ и корреспондентов мы там не встречали. Затем день мы провели в Алуште, после чего 31 мая 2014 года нас повезли в поселок Песчаное, куда 2 июня привезли и детей из небольшой группы юных спортсменов.
– Мы чуть не поседели, гадая где наши дети и что с ними! – рассказала тогда «ФАКТАМ» мать двоих подростков из спортивной группы. – В Песчаном, куда я приехала проведать своих детей, на территорию лагеря меня не пускали. Зато российскую съемочную группу туда пустили беспрепятственно. Мои дети рассказали, что 4 июня 2014-го в лагерь привезли какую-то гуманитарную помощь: тюк с вещами б/у свалили в кучу и велели детям разбирать. Дети стали там рыться, как вдруг заметили, что их снимают люди с бейджиками прессы.А на улицах в Крыму я в те дни сама видела ящички для сбора пожертвований «Сиротам Славянска». Люди подавали. Но в наших группах, например, детей не было сирот. Вероятно, кто-то решил нажиться на теме войны на Донбассе и сделать скандалы.
Ранее в Снежном был похищен автобус с детьми.
Обговорення post